В Мадам Баттерфляй ставка делается на цифровые технологии и свет

Свет и идеальная иллюзия на озерной сцене на музыкальном фестивале в Брегенце

Мадам Баттерфляй в Брегенце: сценические эффекты

Foto: © Bregenzer Festspiele / Anja Köhler

В предыдущих постановках на сцене Боденского озера движение играло большую роль. Яркий пример тому декорации к опере Риголетто, которые произвели фурор своей оригинальностью. В этом году в опере Мадам Баттерфляй на первый план выходит свет, который в купе с Боденским озером подчеркивает эмоциональное возбуждение главных героев. Огромный лист бумаги, который является главной и единственной декорацией этого года, иногда окрашивается в синие цвета, иногда в красные и оранжевые тона. На Брегенцском фестивале используют для этого особую технику


Мощные проекторы создают настроение оперного фестиваля на Боденском озере


Свет и разрозненные движущиеся изображения создаются проекциями. Чтобы понять, что происходит на сцене, необходимо обратиться к цифрам. Озерная сцена Мадам Баттерфляй имеет площадь 1340 квадратных метров, крутая и волнистая. Каждая плоскость, видимая аудитории, в буквальном смысле является проекционным экраном для двенадцати лазерных проекторов. Шесть из них работают на 50 000 ANSI люмен каждый, другие шесть на 35 000 ANSI люмен. Для сравнения, проектор для домашнего кинотеатра работает примерно на 3000 ANSI люмен


12 проекторов и идеальная иллюзия


Черные прямоугольные проекторы совершенно непримечательны. На верхнем этаже Festspielhaus, где расположены все технические устройства, каждый большой и каждый маленький проектор установлены друг над другом и направлены на озерную сцену. Проще говоря, сцена разделена на шесть полей, и каждое поле освещается одной из пар проекторов. Всего двенадцать плавных проекций довольно легко перекрывают друг друга. Необходимо обеспечить идеальные переходы, которые зрители не должны воспринимать, так как в верхней части озерной сцены есть место, где сходятся сразу восемь проекторов.

Мадам Баттерфляй на музыкальном фестивале в Брегенце
Foto: © Bregenzer Festspiele / Lisa Mathis


Каждая деталь, каждая последовательность хранятся на двух медиа-серверах. Этот так называемый контент составляет 1,8 терабайта. Терабайт - это число с двенадцатью нулями. Даже непрофессионал может понять, какая вычислительная мощность необходима для управления двенадцатью проекторами синхронно с музыкой и движущимися артистами на сцене. Любой владелец смартфона знает, что напряженно работающий аппарат быстро нагревается. Каждая пара проекторов индивидуально контролируется климат-контролем и снабжается собственной системой приточного воздуха. Помещение с проекторами охлаждается в течение дня до 18 градусов до начала работы. Через два часа работы проекторов, а именно столько длится представление, в помещении будет 34 градуса тепла. К счастью, представление заканчивается, потому что при 38 градусах проекторы отключатся автоматически из соображений безопасности.


Цифровой 3D-макет озерной сцены


Мадам Баттерфляй в Брегенце

Foto: © Bregenzer Festspiele / Dietmar Mathis


Чисто техническая установка проекторов заняла всего неделю. Работа по наладке и проецированию изображения занимала долгое время. На цифровом 3D-макете было все испробовано. Но поскольку рисунок картины на сцене был выполнен вручную, необходимо было его отсканировать, в том числе с помощью дронов. Потому что медиа-сервер  должен с точностью до сантиметра „знать“, с какой проекцией следует использовать каждую грань, каждую волну, каждый край. Во время представления режиссер постановки отдает соответствующие команды системному инженеру на пульте управления.


Для 7000 зрителей в зале под открытым небом все проходит незаметно, позади них, над трибуной. А артисты на сцене, не ослепляют ли их лучи проекторов? - Нет, только если бы они смотрели прямо в сторону проекторов. Но для этого нет никаких оснований.